Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Дебют на Таганке

10.10.2017, 21:10      Новости Самары
В московском Театре на Таганке 7 октября прошла премьера спектакля «Старший сын» Александра Вампилова в постановке самарского режиссера Дениса Бокурадзе

Режиссер Новокуйбышевского театра-студии «Грань» Денис Бокурадзе выпустил свой первый спектакль в Москве. Роль Сарафанова в «Старшем сыне» исполнил народный артист России, актер МХТ им Чехова - Николай Чиндякин, роль Бусыгина - музыкант, автор-исполнитель, а с прошлого сезона и актер Театра на Таганке Василий Уриевский.

Спектакль вышел из проекта «Репетиции» в 2016 году. Но полноценная работа началась только в июле этого года, и 7 октября спектакль представили публике в окончательном варианте. В работе над «Старшим сыном» участвовала постоянная команда постановщиков театра «Грань»: художник по костюмам Елена Соловьева, художник по свету Евгений Ганзбург, композитор Арсений Плаксин.

«Денис Бокурадзе - один из самых точных и самых интересных современных режиссеров, - поделилась своим впечатлением от спектакля директор Театра на Таганке Ирина Апексимова, внимательно следившая за ходом репетиций. - Несмотря на молодость, для меня он - яркий представитель той самой советской режиссуры, умеющий работать с актерами. Мне хотелось бы, чтобы такой заход в Москву для Дениса Бокурадзе стал успешным и имел продолжение, в том числе в нашем театре».

Работа шла практически месяц, потом Денис Бокурадзе вернулся в родной театр, и лишь за неделю до премьеры приехал вновь на Таганку, в Малый зал, чтобы подчистить, поправить, довести до ума спектакль. В последние предпремьерные дни над спектаклем работал и художник по свету Евгений Ганзбург.

Если для столичного зрителя премьера «Старшего сына», пусть и не рядовое событие, но вполне привычное (хотя билетов не было уже в сентябре), то для самарцев постановка местного режиссера в Москве - событие неординарное. «Разрыв шаблона», – как заметил приехавший на премьеру врио министра культуры Сергей Филиппов. Мы привыкли к тому, что в театры Самары, Сызрани, Тольятти приезжают ставить режиссеры из Москвы и Петербурга, а не наоборот. И, может, поэтому на премьеру в Театр на Таганке приехали зрители из Самары (это выяснилось уже в антракте).

Спектакль хоть и на чужой сцене, с другими артистами, но (и это с первых же минут ясно) создан в узнаваемой стилистике театра «Грань».

«В Бибирево хорошо», – произнес, словно пароль, кто-то из самарских зрителей, а сидящий рядом тут же отозвался: «В Бибирево всегда хорошо». Да, с «Таней-Таней» чувствовалась родственная связь. Это и неудивительно, ведь художник по костюмам – Елена Соловьева. Но если в спектакле по пьесе Мухиной – льняные одежды, вязаные кофты натуральных теплых оттенков, занавеси - все словно призвано говорить о поэзии, развевается и струится, будто туман, зыбка, воспоминание, то спектакль по пьесе Вампилова, скорее, напоминает выбеленные временем фотографии. Порой кажется, что перед тобой перелистывают старый семейный альбом - монохромные снимки, с рифлеными, где-то надораванными уголками…

И если в постановках «Грани» актеры порой выходят на сцену босиком, то тут герои в теплых вязаных носочках ходят по теплому войлочному настилу. Складки настила – перегородки между комнатами, и там порой одновременно - одевается Васенька, готовится ко сну Нина, а за его границами - зябко, холодно, промозгло и неспешно идет к себе домой Сарафанов-старший (Николай Чиндяйкин) – 55 лет, музыкант-кларнетист, отец Нины и Васечки. «Участие в этом спектакле, как встреча с очень милым, дорогим человеком, с которым не виделся много лет», - говорит народный артист. 45 лет назад Чиндяйкин одним из первых сыграл роль Бусыгина, и вот теперь он — Сарафанов.

Сарафанов Николая Чиндяйкина, в первую очередь, любящий отец, мягкий, всепрощающий. Доверчивый до того, что практически сразу же принимает за правду, что зашедший среди ночи Бусыгин (Василий Уриевский) – его старший сын. А как не поверить, «Мы же все так похожи!» – восклицает уже пьяненький Васенька и демонстрирует свои криворастущие, словно старая щетка, усы. Действительно, и у Сарафанова, и у Бусыгина – точно такие же «щетки», как знак родства, словно родимые пятна в индийских фильмах. Васенька в исполнении Александра Метелкина невероятно обаятелен и легок. И голос его, словно у подростка, порой срывается на петушиный. И сам он порывистый, по-детски влюбленный, готовый сжечь дом и одновременно расцеловать дверь, где живет любимая.

Что же касается известного фильма с Леоновым и Караченцевым в главных ролях, то сравнивать никак не хочется. Тут все по-другому, и акценты другие, и главного героя Василия Уриевского ну никак не назвать обаятельным красавчиком. Слегка запуганный, в очках, небритый, даже так – нелепый, да еще и с гитарой, он порой прикрывается инструментом, словно щитом, сидит с выпученными от страха глазами, но обаяние зашкаливает, стоит лишь ему заиграть. В спектакле звучат песни Василия Уриевского, как написанные им давно, так и специально для этого спектакля, а главной темой проходит одна из его известных «Мир на ладони», где фраза «Я не потеряюсь, у меня есть папин компас…», вдруг кажется очень, очень важной в этом спектакле.

Не похожа на киноверсию и Нина в исполнении Александры Басовой – серенький фартук поверх серого платья... И сказанное в сердцах признание «Я замуж хочу!», кажется, все расставляет на свои места. Устала она от неустроенности, от своих блаженных, доверчивых чудаков. Только почему влюбляется сама в Бусыгина? Может потому, что и он такой же, родной?

Чужеродным в этом мире Сарафановых с первого момента оказывается жених Кудимов (Сергей Цимбаленко). Ладно скроенный, аккуратненький - вылепленный совсем из другого теста. Он является, ослепительно улыбаясь, до смешного долго вытирает ноги под аккомпанемент Бусыгина, потом долго, обстоятельно расставляет у входа в квартиру ботинки всех присутствующих… Еще один цирковой номер, с предложением выпить, на которое всякий раз Бусыгин отвечает, прекращая наигрывать: «Подождем Ниночку». Вообще, с появлением Кудимова спектакль превращается в комедию положений, и смех практически не смолкает. Когда читаешь пьесу и не подозреваешь, сколько, оказывается, в ней смешного. Но вот близится финал - Кудимов уходит. Все семейство - Сарафанов, Бусыгин, Васенька на протяжении всего спектакля обувались, подправляя ботинки пальцами, неудобно, но как-то уж приноровились и что-то в этом есть трогательное, хочется приласкать, пожалеть этих людей, словно малых неразумных деток, и только Кудимов гордо вынимает из нагрудного кармана обувную ложечку. С ним не пропадешь.

Спектакль получился легким, очень лиричным, сентиментальным, правда, в финале сентиментальность эта, кажется, слегка зашкаливает. Семья вместе с новообретенным сыном облачается в одинаковые вязаные свитера, и уже хором, со зрителями (кстати, под аплодисменты) исполняет песню Васи Уриевского «Человек человеку – брат». И неважно, родной или не родной по крови, важнее оказываются слова Сарафанова: «Вы мои дети потому, что я люблю вас. ...я вас люблю, а это самое главное…»

В финале, кажется, сентиментальность зашкаливает. Семья вместе с новообретенным сыном облачается в одинаковые вязаные свитера и уже со зрителями (кстати, под аплодисменты) исполняет песню Васи Уриевского «Человек человеку – брат»

Денис Бокурадзе,

режиссер:

- Эта пьеса и сейчас кажется невероятно актуальной. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что образуются какие-то коалиции, партии, кто-то против кого-то дружит. И тут ты понимаешь, что самое главное - это семья, родители, это люди, которые тебя окружают, которые тебя понимают и ради которых ты сам готов многим пожертвовать.

Источник: www.vkonline.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования